История донского казачества: интересные факты о вольном народе

Ростов-на-Дону и Ростовская область — это не только богатая природа и эхо военных лет. В этой местности проживала одна из самых распространённых казачьих групп — донские казаки, известные своим буйным нравом, смелостью и отвагой.

Путешественники, приезжающие в Ростов, до сих пор могут ощутить отголоски лихого казачества, многие года бытовавшего на этих землях.

Появление донских казаков

Одно из первых упоминаний донских казаков датируется 1550 годом. Именно на них Ивану Грозному жаловался князь Юсуф, обвиняя представителей казачества Дона в неподобающем поведении: разрушении поселений, ограблениях и бесчинствах.

При этом сами казаки появились намного раньше: в 1502 году князю Ивану III поступали доклады о молодых людях, многочисленно уходящих на Дон. Неизвестно, являлись ли упомянутые переселенцы первыми донскими казаками.

Мнения историков разнятся в отношении происхождения донского казачества. Некоторые считают, что казаки появились из-за распада Золотой орды. Другие предполагают, что казаками стали беглые крестьяне и бродяги, пришедшие к Дону с разных уголков материка.

У зарождения донского казачества есть официальная дата — 3 января 1570 года. Именно в тот день казаки получили грамоту от Ивана Грозного, требовавшего от них полного подчинения в обмен на жалованье и награды. До этого казаки уже помогали царю: вместе завоёвывали Казань в 1552, воевали за Астрахань в 1556.

И всё же казаки никому не подчинялись, что являлось большой проблемой. Даже после получения письма от Грозного к царю перешла лишь часть людей, остальные остались свободными. Можно сказать, что грамотой Иван Грозный признал независимость донских казаков.

В дальнейшем донские казаки сотрудничали с царём Федором I, присягали царям из династии Романовых. Во времена смуты активно поддерживали Лжедмитриев и участвовали в восстании Болотникова, в результате чего Петр I приказал уничтожить грамоту Ивана Грозного, которая служила признанием независимости донских казаков. С того времени казачество считалось покорившимся правителю, однако имеющим отголоски самоуправления.

Религия в донском казачестве

Дополнительным моментом для стычек с официальной властью стала вера. Хотя казаки тесно связаны с христианством, во времена Раскола Русской церкви атаман Лаврентьев поддержал реформы против Никона. В результате Дон стал центром старообрядчества, а цари не поминались на службах. Однако уже в 1688 атаман Осип Михайлов присягнул казаков в верности новой вере.

Для поддержания православия на территориях рядом с Доном правительство активно выстраивало новые церкви, из столицы приезжали священники для молитв. Хотя была проделана большая работа для укоренения христианства, многие казаки, как и раньше, считали себя старообрядцами.

Дом и быт

Первые представители казаков жили в суровых условиях: в качестве домов использовались землянки и юрты, иногда приходилось ночевать под открытым небом на постели из камышей и соломы. Благодаря этому было проще осуществлять военные переходы и переезжать на новые места.

Постепенно в казачество пришёл оседлый образ жизни. Дома стали сложнее и комфортнее: на Нижнем Доне стены строились из камыша, просветы затыкались землей. У Верхнего Дона для домов использовались деревья, вкапываемые в землю без фундамента, задействовалась солома и глина.

Поселения в донском казачестве назывались станицами, такое наименование закреплено за ними до сих пор. Дома именовались курени.

В интерьере не было изысков, только самое необходимое: кровати, стол, лавки. Обязательно имелся Святой угол с божницей, стены подвергались иконописи. Со временем в донском казачестве появлялось больше богатых людей, в результате и в домах появлялись более дорогие атрибуты: скатерти и ковры.

Характер казаков

Первоначально донское казачество составляли мужчины с двояким характером. С одной стороны, это свирепые и необузданные бывшие разбойники. С другой — люди с сильной волей, чувством справедливости, храбрые и честные. Казаки никогда не отказывали в помощи слабым: старикам, раненым и тем, кто попал в беду (например, в результате пожара).

Женщин долгое время не принимали в расчет. Изначально девушек даже не брали в жены, а если брали, смотрели как на товар, который можно продать, если супруга в чем-то провинилась или перестала нравиться. Со временем казаки осознали храбрость вторых половин, и женщины перестали уступать мужчинам: принимали участие в боях, становились войнами, скакали на конях.

Одежда и атрибуты

В Верхнем Доне казаки носили одежду без изысков: белая рубашка в сочетании с шароварами. В обычные дни брюки были синимы, в праздничные — красными. Сверху надевался бешмет — кафтан со стоячим воротником.

Казаки Нижнего Дона одевались более искусно: рубашки с несколькими разрезами, широкие шаровары, длинные кафтаны до колен. В одежде преобладали яркие ткани, украшенные пуговицами из серебра или золота. Присутствовали расшитые пояса.

Современное донское казачество

Согласно данным переписи населения в 2010 году в России проживало чуть менее 50 000 донских казаков на территориях Волгоградской и Ростовской области. Столицей донских казаков до сих пор считается Новочеркасск, при этом представители данной группы служат государству:

  • Патрулируют улицы и поддерживают порядок;
  • Устраивают спортивные и патриотические мероприятия и события;
  • Активно помогают развитию и воспитанию местной молодёжи.

Именно поэтому сегодня Ростовская область является отличным решением для путешествия: здесь можно воочию увидеть потомков великого народа.

Где остановиться в Ростове-на-Дону

Приезжая познакомиться с донским казачеством, стоит сделать остановку в отеле «САДОВАЯ-АТТАШЕ». Здесь каждый гость города сможет отдохнуть в комфортабельных номерах и насладиться вкуснейшей местной кухней в ресторане гостиницы.

Для бронирования можно воспользоваться сайтом, телефоном или электронной почтой, либо лично посетить «САДОВАЯ-АТТАШЕ». Гостиница открывает двери всем путешественникам, желающим больше узнать об истории Ростовской земли!