Ростов-на-Дону предлагает жителям города и гостям многочисленные музеи с самыми интересными экспозициями и экспонатами. Одним из музейных комплексов, которые стоит посетить и взрослым, и детям, является Музей Северо-Кавказской железной дороги. Это удивительное место покоряет путешественников своей большой экспозиционной площадкой с настоящими паровозами!
Музей предлагает ознакомиться с образцами железнодорожного транспорта начала XX века. Старинная техника доступна не только к просмотру: с большей частью экспонатов можно взаимодействовать, фотографироваться, входить в вагоны.
Как появился музей
История музейного комплекса очень насыщенна: изначально Музей Северо-Кавказской железной дороги открыл свои двери в качестве народного музея во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный в 1960-том году. В то время нынешний музей был частью Дорожного музея истории.
Идея сделать полноценный музей с настоящими паровозами родилась в 1991 году. Коллекция для экспозиции собиралась энтузиастами Всесоюзного Общества Любителей Железных Дорог, студентами РИИЖТА и РТЖТ, работниками магистрали. Экспозиции выстраивались по хронологии, начиная от появления железных дорог на Северном Кавказе, продолжая периодом революции, Великой Отечественной войны, послевоенных лет и современного периода.
Позднее, в 2003 году, 1 августа (накануне Дня железнодорожника) состоялось торжественное открытие площадки исторического подвижного состава на станции Гниловская. Именно в этом месте расположены составы старинной железнодорожной техники.
Где находится и как добраться
В настоящее место адрес музея обозначен как Казачий переулок, 44А, а также улица Гусева, дом 3, ДКЖ. Сам комплекс с «живыми» экспонатами под открытым небом, то есть вагонами поездов, размещен на бывшей станции Гниловская. Музей открывает свои двери для гостей ежедневно с 10:00 до 18:00, однако график работы лучше заранее уточнять на сайте или по телефону, чтобы случайно не попасть на день профилактики.
Самая ближайшая остановка к музею СКЖД — «Строительная», от которой пешком нужно пройти всего 380 метров до музейного комплекса. При этом до остановки доезжают все виды общественного транспорта. Направляясь из центра города, необходимо перейти улицу и идти по Казачьему переулку к железнодорожным путям до забора. Музей находится слева.
Можно воспользоваться следующими маршрутами:
- Автобус № 4 (маршрут ГПЗ-10 до Центрального рынка);
- Троллейбус № 12 (маршрут Центральный рынок до ГПЗ-10);
- Маршрутное такси № 4 и № 8 (маршрут Центральный рынок до ГПЗ-10).
В качестве альтернативы можно ехать на поезде с пригородного вокзала в сторону Таганрога до Гниловской.
Другим, наиболее простым вариантом, является такси. Достаточно заказать машину, которая подвезет пассажиров непосредственно к музею. Однако такой способ обойдётся дороже самостоятельного путешествия на общественном транспорте.
Стоимость входа символическая: 50 рублей за ребёнка и 100 рублей для взрослого.
Экспонаты
В начале своего становления Музей железнодорожной техники насчитывал 40 единиц транспорта. Со временем количество экспонатов расширялось. В настоящее время в музейном комплексе можно увидеть свыше 60-ти составов разных эпох.
Для реалистичности составы поставлены на рельсы, на станции также можно увидеть ж/д светофор, механический семафор, гидроколонку. В общей сложности длина путей достигает 1900 метров, а площадь занимает 2 гектара.
Экспонаты музея многообразны: настоящие старинные паровозы довоенного времени, пассажирские и грузовые электрические поезда, первые советские электровозы и многое другое. Некоторые паровозы использовались для съёмок документальных фильмов и реконструкций исторических событий.
Среди наиболее интересных экспонатов — цистерна для перевозки химикатов, которой уже более 125 лет. Была произведена в Румынии в 19 веке, получена как трофей в конце Первой мировой войны. В таком состоянии данная цистерна является единственным экземпляром в России, при этом экспонат перевозил химические вещества более полувека, вплоть до момента, как стать частью музея. Эксперты утверждают, что химикаты можно перевозить в цистерне по сей день.
Кроме того, в музее можно увидеть мотодрезину 1930-го года выпуска, вагон-ледник начала 20-го века, железнодорожный грузоподъёмный кран на 45 тонн 1935 года, танк-паровоз из Алтайского края, артиллерийские тягачи и многое другое.
В представленные экспонаты можно входить, чувствуя себя машинистом, пассажиром простой теплушки или роскошного салона, отделанного деревом. На дрезине можно покататься, многие приборы легко попробовать в действии.
Экскурсии
С 2005 года и по сей день Музей Северо-Кавказской железной дороги предлагает ретро-туры. Данные маршруты организуются фирмой «Дельта-копия» при поддержке Северо-Кавказской железной дороги.
В состав ретро-поезда входят два вагона и паровоз Су 250-64, выпущенные в 40-вые года 20-того века. Продолжительность поездки составляет 2 часа 40 минут. В процессе осуществляется остановка на станции Гниловская, где для пассажиров проводятся экскурсии. При этом стоимость тура совсем небольшая, 250 рублей для взрослых (а самые маленькие участвуют в путешествии в прошлое бесплатно!).
Где остановиться в Ростове-на-Дону
Чтобы попасть в ретро-тур и посетить Музей Северо-Кавказской железной дороги, стоит разместиться в отеле «САДОВАЯ-АТТАШЕ». Гостиница предоставляет комфортабельный отдых в номерах с современной меблировкой. За счет удачного расположения гости могут попасть не только в музей СКЖД, но и осмотреть другие достопримечательности, например, набережную, Парамоновские склады, «Ростов Арену», театр имени Горького.
Чтобы забронировать номер, достаточно лично посетить гостиницу, позвонить по телефону или связаться через контакты, обозначенные на сайте. «САДОВАЯ-АТТАШЕ» предоставит ростовское гостеприимство каждому гостю!